Пара фактов об игровых автоматах

Когда-то в детстве, когда трава была зеленее, а компьютерные игры красочнее и душевнее, встретился мне игровой автомат с невероятной силы игрушкой. Я был тогда маленький, кругом были Спектрумы и Nintendo-восьмибитки, но в родном городе в классическом кинотеатре «Родина» стояли обворожительные агрегаты с играми на голову выше всего, что доводилось ребенку видеть в середине 90-ых.

Как и всякий уважающий себя гик, с развитием эмуляции и интернета я выловил и переиграл всё, чего в детстве жаждала душа, за исключением одной единственной игры, найти которую стало со временем делом принципа.

И вот, примерно в 2005 году, перелистав тысячи сайтов, галерей и скриншотов, я-таки нашел то, что хотел.

Игра называлась Heavy Unit и по современным меркам была довольно-таки уже неказистой. И история на том закончилась бы, если бы не одно но — поиграть в неё всё еще было нельзя. Невозможно. Всё, чем я мог довольствоваться, был скриншот на http://unmamed.mameworld.info/

Казалось бы, чего такого эксклюзивного могло быть в том старом куске железа, что его нельзя повторить на современных меганавороченных компах? Как выяснилось, японские производители игрушек в 80-90-х годах столкнулись с диким пиратством со стороны китая, который брал готовые игровые автоматы, копировал содержимое чипов и отличненько наводнял мир своими аналогами.

Естественно, делом чести для потомков самураев стало сделать такую защиту от взлома, чтоб отбить у пиратов всякое желание и коммерческий интерес к копированию плодов дорогостоящей разработки. Самым действенным приёмом стало нагораживание монструозных внутренних аппаратных архитектур с применением изготовленных на заказ чипов, шифрующих данные, содержащих сбивающий с толку мусор, многобитные ключи для расшифровки, встроенные на уровне железа куски графики и кода, и черт еще знает что, превращающее безобидную старинную игрушку в адскую головоломку.

Ситуация усугубляется еще и тем, что для взлома такой игры недостаточно быть просто спецом по железу и закрытым чипам, нужно еще и отлично разбираться в машинном коде того самого процессора, который встроен в каждый конкретный автомат. А ведь их могло быть еще и несколько типов, отдельно на вывод звуков, отдельно для графики.

В общем, энное количество людей, которых на самом деле по пальцам пересчитать, восприняли эту ситуацию как дерзкий вызов собственному сумрачному гению, и взялись за дело. Человеку, знакомому с ассемблером будет очень занятно почитать их профессиональные crack-блоги, где они описывают, как годами ковыряются в игровых автоматах в попытках добыть очередной байт информации на пути к разгадке и полному взлому. В ход идет написание вирусов и руткитов для олдскульных чипов, позволяющих разместить дебаггер, физическая обработка чипов (в примитивном случае аккуратное удаление верхней крышки в спец.лаборатории и снятие фотографий в микромасштабе, с которых потом можно на глазок можно различить единицы и нули в записанных внутри чипа ключах шифровки или кусках кода) и, конечно же, анализ адского количества декомпилированного машинного кода.

Вокруг этих спецов сложилось donation-driven коммьюнити, скидывающееся на услуги спец.лабораторий и на покупку раритетных экземпляров плат от игровых автоматов, ведь некоторые из них имели еще и устройства самоуничтожения, да и просто могли за долгое время чисто физически пострадать.

К чему я всё это вспомнил? Та самая игрушка уже успешно эмулируется, к взлому приложил руку специалист под ником Dr.Decapitator —http://decap.mameworld.info/

Видео на ютубе, чтобы вы могли оценить, ради чего люди тратят огромное количество сил и личного времени:

[смотреть [MAME] Heavy Unit]