Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Хабр доставляет.

Окончание перевода обзора самых продвинутых игр для NES.

Первая часть.
Вторая часть.
Castlevania III: Dracula’s Curse

Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1990

Технические особенности:

  1. В большом количестве эффекты вращения объектов.
  2. Имитация перспективы.
  3. Дополнительные звуковые каналы, благодаря звуковому чипу VRC6 от Konami.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

В третьей версии готического боевика Castlevania Konami упихала на картридж очень объемную игру и пару чипов собственного производства. Это позволило игре щегольнуть красивыми визуальными эффектами вроде вращения объектов и имитации перспективы. Графика также была переработана и можно назвать ее лучшей графикой для NES вообще. Фоновые декорации содержат множество анимированных тайлов, наполняющих игру зловещей атмосферой. Некоторые игровые сцены несут в себе коварные сюрпризы: автоматическая прокрутка, прибывающая вода, осыпающиеся мосты и рушащиеся башни поддержат игрока в бодрости.
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Konami выжала максимум графических возможностей из NES, позволив нам насладиться такими нюансами, как заляпанные грязью стекла, мох на камнях, жутковатый болотный туман, пугающие тени, сгнившие деревья и зрелищные вспышки света. Castlevania 3: Dracula’s CurseЗдесь игра шагнула далеко вперед по сравнению с Castlevania 2, где фоны часто повторяли друг друга. Враги и боссы выглядят гораздо лучше, чем в предыдущих частях (хотя, там они были и так очень хороши для своего времени). Анимация стала намного красивее, в этот раз разработчики не обошлись, по обыкновению, одним-двумя кадрами.
Версия для Famicom (Family Computer — японская версия NES), известная как Akumajou Densetsu, использовала дополнительные звуковые каналы, предоставляемые чипом VRC6. Несколько других игр от Konami также используют этот чип, но один лишь Famicom может задействовать его звуковые возможности.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Castlevania 3: Dracula’s Curse онлайн можно здесь.

Blaster Master
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1988

Технические особенности:

  1. Симпатичные тайловые фоновые декорации.
  2. Детальная проработка взрывов и анимации.
  3. Большие ростом боссы.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Игра сказочно выглядела и звучала для времени, когда увидела свет. 16-битные системы тогда только делали свои первые шаги на игровом рынке, и, лучший комплимент, которым можно наградить Blaster Master, — это что он выглядел почти как 16-битное творение. Взрывающиеся враги очень хорошо проработаны, а боссы в конце уровней что твои мамонты. Уровень детализации в уровнях с видом сбоку превзошел любую другую игру 8-битного поколения
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Разработчики Sunsoft, как никто другой, умели создавать тайловые декорации для любой игры NES. Blaster Master выглядит, словно бы 2 разных игры в одной, благодаря смеси уровней с видом то сбоку, то сверху. Blaster MasterСкладывается ощущение, будто бы персонажа бросают то в мир Мегамена, то в мир Zelda. Музыка, кстати, тоже приличная, хотя Blaster Master и уступает по этой части многим играм, хоть бы тому же Megaman’у.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Blaster Master онлайн можно здесь.

Crystalis
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1990

Технические особенности:

  1. Творческий подход в работе с цветом.
  2. Подробные декорации.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Компания SNK в основном известна своими файтингами и игрой Metal Slug. Но удивительно, что одним из первых успехов компании была RPG для NES, которая конкурировала с Zelda в плане геймплея и технической реализации.
Несмотря на отменное качество, Crystalis не снискал массовой популярности, хотя в наши дни он считается культовой классикой среди фанатов NES. Уже в ту раннюю пору SNK освоила возможности приставки по полной программе, и создавала красочные игры, которые ценятся не только за красоту, но и за увлекательный геймплей.
Спрайты в игре хорошо детализированы, хотя и относительно невелики по законам жанра. Анимация по ходу приключений настолько хороша, что даже The Legend of Zelda на ее фоне выглядит слегка устаревшей. В целом, визуальное окружение в игре выглядит более естественно, чем можно было ожидать от игры на NES.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Crystalis онлайн можно здесь.

Little Samson
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1991

Технические особенности:

  1. Плавная анимация персонажей.
  2. Поразительно детальные и красочные декорации.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Эта веселая игра с легким оттенком безумия была недооценена широкой публикой. Как и многие из поздних игр для NES, Little Samson может похвастать цепляющей взгляд графикой и плавной анимацией. Спрайты самих персонажей сами по себе не слишком впечатляют, но когда персонажи движутся, становится понятно, что разработчик в первую очередь работал над легкостью их поступи, а не фотографическим качеством изображения.
А вот фоновые декорации отличает красочность и детальная проработка. Это с лихвой компенсирует не слишком рафинированные спрайты персонажей.
Taito держит под контролем фреймрейт и скорость обновления спрайтов, что очень важно для некоторых забубенных перестрелок.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Little Samson онлайн можно здесь.

Prince of Persia
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1992

Технические особенности:

  1. Очень большие спрайты.
  2. Плавная анимация.
  3. Детальные анимированные фоны.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Prince of Persia была революционной игрой, когда она была выпущена для Apple II в 1989, но ее реалистичная графика по-прежнему оставалась техническим феноменом во время выхода ее порта для NES. Перенесенная игра выглядит очень похожей на оригинал, но на некоторых локациях используется прокрутка, поскольку целиком на экран они не помещаются. Тем не менее, дрожь берет от зрелища этой классики, прекрасно работающей на старушке NES.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Prince of Persia онлайн можно здесь.

Slalom
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1987

Технические особенности:

  1. Первая игра для NES, позволяющая играть вдвоем на разделенном экране.
  2. Удивительное чувство скорости.
  3. Очень плавная анимация.
  4. Одна из первых попыток имитировать 3-D.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Действие самой передовой гоночной игры на NES разворачивается, как ни странно, не на дорожном полотне, а на снегу. Slalom – еще одна из ранних игр для NES, расширивших сознание игроков и разработчиков. Она была выпущена в 1987, и стала первой игрой Rare, опубликованной для NES. Это было началом долгого и плодотворного сотрудничества.
Главным ключом к успешному геймплею в игре стали ее снежные декорации. Просто поместив движущиеся белые полоски в серую область обочин трассы, программисты Rare добились невероятно естественного и скоростного геймплея.
Добавим сюда неровности склона, флагштоки, снеговиков, каких-то парней на санях и нескончаемую прорву других слаломистов, и получаем на выходе довольно напряженные покатушки. Хотя в игре использованы примерно те же методы разработки, что и в других псевдо-3d гонках того дня, практически нигде больше не было такого ощущения скорости, как в Slalom.
Кроме того, это была первая игра для NES, использующая разбиение экрана для игры вдвоем, что само по себе являлось большим шагом вперед.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Slalom онлайн можно здесь.

3-D World Runner
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1988

Технические особенности:

  1. реалистичное псевдо-3d.
  2. режим самого настоящего 3d-видео (требуются 3-d очки).

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Посмотрев на геймплей 3-D World Runner, фанаты Sega Megardrive/Genesis отметят ее схожесть со Space Harrier. Графический стиль и техника очень похожи, но здесь игроку не дано летать – можно только бегать. Тем не менее, эффекты псевдо-3D выполнены отлично, если учесть, что сделаны они на платформе NES, и разрабатывались в 1987 г.
Но особо выделяет игру другое. В ней есть режим 3d-видео, требующий наличия красно-синих 3d-очков. Режим включается нажатием «SELECT», и эта деталь позволяет игре намного обогнать всех конкурентов по жанру.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в 3-D World Runner онлайн можно здесь.

Cosmic Epsilon
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1989

Технические особенности:

  1. переигрывает великий и ужасный Space Harrier (NES-версию) на его собственном поле.
  2. псевдо-3d графика с приятной глазу графикой перестрелок.
  3. плавная анимация.
  4. красивые анимированные ролики.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Через год после выхода 3D World Runner, новая игра под названием Cosmic Epsilon подняла планку в разработке игр своего жанра. С ее выходом клон Space Harrier для NES был окончательно подвинут с позиции лидера жанра.
Надо сказать, что цвета не были такие живые, как в 3D World Runner, равно как не были детально проработаны декорации. Зато игра позволяла летать и вступать с врагами в перестрелку, причем делать это красиво и эффективно.
Чтобы добавить блеска, в игру было добавлено несколько красивых анимационных видеороликов.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Cosmic Epsilon онлайн можно здесь.

Moon Crystal
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1992

Технические особенности:

  1. детальная и плавная анимация персонажей.
  2. впечатляющие ролики в анимешном стиле.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

В 1992 году уже прошел год с момента выхода в свет Super Nintendo, но это не останавливало некоторых разработчиков, желающих создавать игры под вечно молодую NES. Разумеется, к тому времени большинство из них уже понюхали пороху в игроделании под Nintendo. Многие умели выдавить все до последнего бита, чтобы заставить свои игры не смотреться унылым позором на фоне новейших 16-битных поделий.
Moon Crystal – это платформер с горизонтальной прокруткой, который особо выделяется своей изысканно плавной анимацией. Конечно, она не дотягивает в этом отношении до ротоскопической анимации Prince of Persia, но все равно оставляет далеко позади большинство 8-битных платформеров. Игра также может похвастать роликами в стиле аниме, словно взятыми из игр для Turbografx-16. Понятное дело, что там довольно простая анимация, но для игр NES это было не свойственно.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Moon Crystal онлайн можно здесь.

Super Mario Bros 3
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1988

Технические особенности:

  1. мощная палитра.
  2. детальные спрайты.
  3. диагональная прокрутка.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Выпущенная в 1988 году (это в Японии, в 1989 для США), третья часть культового для нескольких поколений сериала заставила пересмотреть представления об ограничениях NES. Похоже, что инженеры Nintendo при проектировании даже не догадывались, что на их приставке можно будет создать нечто подобное. Игра просто фонтанирует как цветами, так и графическим сеттингом и попутно ставит для платформеров, да и для всех игр NES вообще, неслыханно высокую планку своей глубиной и размахом. Игра не оставила равнодушным, наверное, ни одного геймера, настолько она была ошеломительно хороша для даты своего дебюта. В США в 1989 году SMB3 даже проникла в сценарий фильма «The Wizard», и стала там одним из ключевых элементов.
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

По восьми мирам игры разбросано великое множество игровых уровней, каждый из которых имеет свою уникальную тематику и стиль. В то время, как все игры в то время использовали только либо вертикальную, либо горизонтальную прокрутку, третья история про Марио позволила ему летать и прыгать в любом направлении, в том числе диагонально.
Чтобы лишний раз оценить, как далеко ушла разработка для NES к тому времени, имейте в виду вот что: самая первая часть Super Mario Bros шутки ради включена в SMB 3 в качестве встроенной мини-игры.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Super Mario Bros 3 онлайн можно здесь.

Thrilla’s Surfari
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1992

Технические особенности:

  1. реалистичная физика.
  2. яркие цвета и правдоподобные тени.
  3. быстрый геймплей с множеством препятствий без тормозов.
  4. взрывающиеся обезьяны.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Это довольно эксцентричная игра (чего стоит хотя бы вступительный ролик), где горилла ездит на серфе и скейте по нелегким для таких занятий локациям. Первое, что бросается в глаза: игра выглядит так, словно бы кто-то попытался упихать Donkey Kong Country в картридж для NES (позже это неуклюже пытались делать китайские пираты). Разработчики создали живое и хорошо анимированное окружение.

Сам геймплей довольно необычен. Невольно напрашивается сравнение Thrilla’s Surfari с какой-нибудь из версий Tony Hawk для Gameboy Advance, только смешанной с традиционным платформером. Физика и трюки в игре, конечно, уступают Tony Hawk, но учитывая возраст и то, что игра, в конечном счете является платформером, они хороши.
К примеру, в зависимости от скорости и вектора падения героя, он может просто упасть, или же разлететься на запчасти, как после fatality в Mortal Kombat.
В процессе игры скорость маневрирования все возрастает. На последних уровнях NES даже начинает слегка подглючивать, но скорость при этом не страдает.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Thrilla’s Surfari онлайн можно здесь.

Solar Jetman
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1990

Технические особенности:

  1. очень правдоподобная физика.
  2. плавная анимац.
  3. псевдо 3-d вращение.
  4. детальная проработка видеовставок.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Геймплей Solar Jetman считался олдскульным даже во времена олдскульной NES, но графическая часть игры была одной из самых передовых стараниями Zippo Games и Rare. Основа крутизны этого шутера лежит в его отличной физике, как и у его предшественников — Thrust и Gravitar. Корабль игрока перемещается в вакууме, поэтому для того, чтобы остановиться, нужно приложить ускорение в направлении, противоположном движению. Поскольку на корабль вдобавок постоянно воздействует сила гравитации, спокойный полет в игре невозможен, нужно все время осторожно маневрировать.
Хотя физика в Solar Jetman просто выдающаяся, от нее не отстает анимация персонажа. Дизайн спрайтов и относительно простой, но в динамике они создают реалистичную иллюзию вращения в трех измерениях.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Solar Jetman онлайн можно здесь.

Lagrange Point
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)
Год выпуска: 1991

Технические особенности:

  1. использует звуковой чип VRC7 от Konami.
  2. качество звука сравнимо с играми для Sega Megadrive/Genesis.
  3. красивые анимированные видеоролики.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Эта RPG от Konami была выпущена только в Японии. Хотя игра не стала образцом хорошего геймплея, она в первую очередь радует своими уникальными звуковыми качествами. Lagrange Point – это единственная игра, использующая звуковой чип VRC7 от Konami, который формирует звук непривычно высокого качества, примерно эквивалентный Sega Megadrive/Genesis. Поскольку игра вышла на закате эпохи 8-битных приставок, да в добавок использовала продвинутое железо, никто не взялся ее локализовывать для западных стран.
Следует упомянуть о детальных анимированных видеороликах, сопровождающих сценарий этой RPG.

Смотреть игровой процесс можно здесь.

Dragon’s Lair
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)

Год выпуска: 1990

Технические особенности:

  1. очень большие спрайты.
  2. плавная анимация.
  3. подробные анимированные декорации.

Что в ней такого особенного:
Игры, выжавшие из NES максимум (часть 3)
Скажем прямо, геймплей в этой игре убогий, но разработчиков извиняет тот факт, что они заставили его хорошо выглядеть (сравнимо с аркадным оригиналом).
Поскольку NES не могла выдать, как в оригинале, полноценное видео, то в попытке произвести подобное впечатление были использованы огромные спрайты. Хотя цель не была вполне достигнута, результат все равно удивительно хорош для 8-битного железа NES. Прыжки выглядят довольно мешковато, но в целом персонаж двигается плавно и приятно глазу.

Смотреть игровой процесс можно здесь.
Играть в Dragon’s Lair онлайн можно здесь.