Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали

Cosmo Police Galivan
Developer: Nihon Bussan (Nichibutsu)
Pl./R.D.: Famicom-03.06.88 JP

— Ватсон, о чем вам говорит звездное небо у нас над головой?
— Ну-у… С астрономической точки зрения оно говорит мне, что существуют миллионы галактик и вероятно биллионы планет… с временной точки зрения, что сейчас приблизительно четверть третьего ночи… с метеорологической точки зрения, что завтра будет прекрасный солнечный день… А о чём оно говорит Вам, Шерлок?
— Ватсон, у нас стыбзили палатку
Самое интересное, что Ватсон, эта прямодушная натура в рациональных рукавицах остроумного сыщика, был не так уж далёк от истины. Там, на далёких планетах, в других галактиках тоже кипит жизнь и порой совершаются преступления, а значит есть и правоохранительные органы, которые борются на лазерных мечах с несправедливостью. Если кто-то в этом ещё сомневается — запустите несовский ром Cosmo Police Galivan.
Космос-2010, как нам любезно сообщают в прологе игры, неприглядное местечко: злоумышленники распоясались, грозный синдикат Mado вынашивает планы как наложить лапу на вселенную. Уже и тёмный лорд Madius самолично перебил хребты всем киберполисменам. Осталась надежда лишь на самого распоследнего, который просочился между пальцев и высадился прямо в логово врага. “Галактика в опасности!” — сообщают ему из всех щелей потерпевшие и остаётся только благодарить авторов любительского перевода за разъясняющий ситуацию патч. Так бы никто и не знал всей происходящей красоты: ведь это не разборки на резиновых дубинках, а сражения на лучевых мечах; и герой наш не полуночник в лондонских трущобах, а блюститель закона на самом острие прогресса.
Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали
Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали
Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали

Дедуктивный метод киберполицейского Galivan’а сводится к обрыскиванию подозрительных районов планеты Badurr – условно представляющих собой клубок из сквозных и тупиковых пещер — и профилактическим вырезанием всех агрессивно настроенных жизненных форм. Практически почти сразу и всегда можно идти зачитывать права местечковым боссам, но — и вот тут-то, внимание, начинается самое интересное! — чтобы, допустим, начать наносить урон очередному предпочитающему протянуть ноги, нежели сдаться в руки правосудия заправиле, следует раз пять метнуть ему в переносицу отсутствующий в вашем арсенале космобумеранг. Взять такую игрушку можно взорвав стену в таинственной космокомнатушке, но перво-наперво извольте где-то нарыть космобомбу определённого космотипа. В общем без увеличивающих высоту прыжков космоботинок ничего не космополучится — не нароете. Шутка юмора здесь в том, что когда вы упыханный приходите к боссу с заветным бумерангом под мышкой, выясняется что после обработки переносицы (ну или что там у него вместо неё…) бить супостата можно хоть до потери пульса. Толи не тот у вас меч, толи щит, короче, сорри, но вы не катите. Ну и вперёд, в смысле «назад» — обшаривать всё по новой, заглядывать в чужие измерения (у окна телепорта кнопки A+B одновременно), опрашивать болтливые жизненные формы, переваривать информацию и кайфовать — ведь Cosmo Police Galivan нелинейная бродилка с массой секретов, тайников и неотпираемых с первого раза дверей!

Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали
Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали
Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали

Но так было не всегда. Изначально Cosmo Police Galivan обрела на аркадных автоматах кучу не признающих нинтендовского отпрыска почитателей. На тёзку приставочный Galivan действительно не похож: исходник — странноватая аркада с той же казалось бы беготнёй по подземельям, но нескончаемые орды нападающих превращают происходящее в подобие шутемапа. Разница лишь в том, что вместо привычного кораблика выступает нервно дёргающийся человечек. Для галочки этот давным-давно заброшенный и не предполагающий никаких вдумчивых ходилок-бродилок жанр назывался shoot’n’jump. Быть может именно это и планировалось воссоздать для домашних пользователей, но то, что тянула аркада 1985-го было красоты невообразимой на фамикоме в 1988-ом. Так что сотрудники Nihon Bussan взвесили технические возможности, почесали репы и перетрясли жанр — каким-то образом получив на выходе из обрезков первоисточника крепкий сплав метроида и кастлевании поздних сборок. Были и другие попытки портировать популярную аркаду, но об этих изделиях почти все благополучно позабыли. Вот и мы промолчим.

Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали
Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали
Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали

Откровенно говоря, в пределах первых десяти минут игры Cosmo Police Galivan — скупая на графику и музыку фигня, которую тоже давно следовало бы похоронить. И по возможности не ворошить. Многие так и поступили, решив что это тупой платформер с двумя видами врагов. 10 минут это очень мало от общей протяжённости. Galivan долог. И рассматривать его, как и всё большое, лучше с отдалённого расстояния. Много вкусных и разнообразных локаций? Пожалуйте, хватает! Злые и требующие в каждом отдельном случае особого подхода негодяи? Полно! За них вы, собственно, и получаете адекватные затратам сил и нервов очки опыта. Мне вообще очень симпатична бухгалтерская педантичность, с которой в менюшках аж на трёх страницах выписан уклон в экшнрпг — сколько экспы копить до следующего уровня, сколько качать мечи до класса «А», все найденные вашим непосильным трудом нативные (не требующие затрат CP — аналога МР) и сверхъестественные способности — возможность видеть в темноте, умение рубить мечом летящие в вас пули и т.д. Тут же мы видим показатель GP — то, что отличает Робокопа от героев популярного телесериала Менты. Заполнив линейку GP до конца, Galivan торжественно обрастает дополнительной сверхпрочной бронёй и как железный человек или киборг-убийца не знает преград на своём пути! Так что энтузиазм по изгнанию иероглифов вполне понятен — герой развивается, учится, совершает прыжки выше собственной головы и неравнодушен к космоинженерии. Конечная цель упорных тренировок — сражение с Madius’ом, которому можно надавать по кумполу только сочетающим в себе силу всех космомечей межгалактическим клинком…

Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали
Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали
Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали

И последнее, что хотелось бы сказать. Посмотрите в окно на звёзды / на пиликающих в голубом небе чаек. Хорошо? Знаю, что хорошо. Но не всё так безоблачно. Я понимаю, что скрины жесть-жестью, что зима-лето, пиво-чипсы, тыры-пыры, книги-мороженое, демотиваторы-youtube и так далее… Но ведь если бы в 2010-ом кто-то не пошевелил пальцами на джойстике, весь ваш досуг мог лопнуть как мыльный пузырь. Наверняка и теперь очередной лорд Сумасшедшиус не загорает на солнышке и где-то не дремлет мафиозный синдикат типа Шизо! Вот. То-то же. Внимательнее надо быть.

Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали
Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали
Что делали гики летом 2010-го, но никому не сказали