В то время, как космические корабли бороздят просторы нашей Вселенной, давайте вспомним замечательнейший хит на NES — «Jurassic Park». Эта игра — продукт кроссплатформенный, однако для каждой консоли одноименная игра из, простите меня, франчайза «Jurassic Park» является самостоятельной ценностью. Отвлечемся на мгновение на более высокий уровень от плоскости приставочных игр, и вспомним, с чего, собственно, начиналось то явление под названием «Jurassic Park».
Общий сюжетный каркас был сохранен: чудаковатый миллионер печется о своем новом проекте — неком «парке аттракционов» -, и для того, чтобы протолкнуть его, приглашает на осмотр парка экспертов, в число которых входят наши главные герои: пара палеонтологов — Алан Грант со своей коллегой Элли Сэттлер и математик Ян Малкольм (под стать миллионеру Хаммонду обязательно чудаковатый). По прибытию на остров («надо же! Парк занимает целый остров…») к группе гостей присоединяются внуки Хаммонда. Не успеваем мы, как зрители, выйти из состояния эйфории при виде почти настоящих бронтозавров и начать экскурсию вместе с нашими героями, как ситуация в парке выходит из под контроля, и динозавры больше не стеснены электрическими преградами. Впервые в истории мироздания человек сталкивается лицом к лицу в дикой природе с динозавром…
Так или иначе на свет появился бренд, включавший книгу и фильм. Логично было развить успех и в других медийных (и не только) пространствах, что и было сделано, в частности, в виде великолепных видеоигр, выходивших на приставках NES, SNES, Sega MD, Playstation…
Остановимся после длинного вступления на версии для NES, тем более, что вышла она на приставках первой одновременно с фильмом, несколько опередив версии для SNES и Sega (июнь 1993, если не обманывает память на пару с википедией).
Встречает нас меню в виде пасти тиранозавра, что довольно оригинально для игр на родной Денди. Послушав бодрое и настраивающее на серьезный лад музыкальное вступление, мы получаем первое задание открыть ворота парка и спасти бедного ребятенка от стада трицератопсов. Грант оказывается один посреди парка с разгуливающими динозаврами с базукой наперевес. Повезло палеонтологу!
Говоря о заданиях и нашем времяпрепровождении на различных этапах игры, можно сказать, что они с виду разнообразны (тут и катание на лодке, и активация в определенной последовательности терминалов с целью запустить электрогенератор, минирование пещер с рептилиями, спасение детишек и сражения с тиранозавром), но гейплейно отличаются мало. Каждый уровень игры включает обязательное собирание (либо уничтожение) яиц динозавров, резвящихся тут и там неподалеку от «назойливого коллекционера» Гранта. Говоря о последнем, его жизнь (а значит и наша) усложнена не только когтями древних чудищ, но и подчас замысловатым расположением тех самых яиц, без которых ни шагу продвижения по игре. Я уж не говорю о постоянной нехватке патронов, если не заботится и об их собирательстве после убийства каждой твари.
Масштаба и реалистичности игре придает и открытая структура уровней. Это, конечно, не отдельный для исследования большой остров, однако для 8-битной приставки карты с местностью, включавшую отдельные здания и пещеры, свободные для исследования, выглядели впечатляюще. Да что там — мы на них заблуждались с непривычки! Что и говорить — для прохождения игра представляет умеренно высокую сложность. Музыка на ряду со звуками тоже оставили приятное послевкусие. Помните тему из первого этапа?
Если продолжить разговор о технических заслугах игры, то к ним я бы отнес и графику. Довольно четкие и детализированные модели динозавров, насколько это возможно в 8-битном формате, не дают усомниться в тематике игры и в том, что это не случайная поделка. Т-Рекс в качестве босса уровня выглядел довольно внушительно.
Едва ли сухое перечисление достоинств и недостатков «Jurassic Park» на NES может отразить ее магнетизм, благодаря которому нам в свое время так хотелось раскусить этот крепкий орешек. На пике популярности «Jurassic Park» в девяностых достаточно было выпустить добротно сделанный качественный продукт, чтобы обречь его на популярность. Однако утверждать о сабже лишь это — значит отказать «Jurassic Park» на NES в самобытности и наличии той самой «изюминки», благодаря которой хитовые игры отличаются от просто хороших.