С годами любая пластиковая поверхность имеющая прямой контакт с солнечными лучами и воздухом, меняет свой цвет. Процесс неминуем и вот на очередной выставке ретро-компьютеров нас встречают пожелтевшие от времени корпуса и клавиатуры старичков, все как у людей…
Пытливым умам уже несколько десятилетий известен способ возвращения былого величия пластиковым корпусам — Hydrogen peroxide, он же H2O2 он же пероксид (перекись) водорода. Конкретный методологии разнятся, но общая концепция такова: пожелтевший корпус моют водой, натирают раствором содержащим H2O2 , оборачивают в прозрачную пленку и… выставляют под прямые солнечные лучи или источник ультрафиолетового излучения на несколько часов. Далее поверхность промывают и перед нами оригинальный заводской цвет!
Десятки статей и видеороликов по теме, целые исследования, что и в каких пропорциях дает лучший эффект. Споры «сода» или «перекись», ультрафиолет или естественный солнечный свет. Ну и конечно огромная радость от «омоложения» любимого устройства такими примитивными бюджетными методами.
Так стоит ли все бросить и немедля приступить к отбеливанию своего старого железа? К большому сожалению ответ отрицательный. Вот самый жесткий наглядный пример — результаты четырехлетнего эксперимента адепта ретробрайтинга. На фото оригинальное состояние лицевой панели корпусу Amiga 4000, результат Retrobright (ретробрайт) и дальнейшее развитие событий:
И в этом и в других подобных случаях немедля начинается дискуссия с рекомендациями по хранении ретро-компьютеров в прохладном месте, без прямого доступа солнечных лучей, а так же о специальных прозрачных кейсах поглощающих ультрафиолет. Лучшим ответом тут может быть другой фото-пример, ранее не распаковывавшийся монитор Commodore 1802, который сразу «из коробки» уверенно может быть классифицирован как «видавшее виды». Устройство не контактировало с солнечным светом и хранилось в прохладном помещении, но все равно оказалось поражено характерной желтизной.
Sad but true… — ретробрайт не панацея! Нет смысла отбеливать корпус вашего устройства, «цвет настроения — желтый» вернется и очень быстро. Единственным практичным способом сохранения внешнего вида старого железа является окраска специальной (автомобильной) краской в желаемый цвет. Или ограничить свои амбиции коллекционера устройствами в изначально темных/металлических корпусах.
Но выглядит все очень заманчиво…
Отечественное видео с хорошим отрицательным опытом от Александра Коковин: