Sabine Paturel — гостья из будущего?

Нет, сегодня у нас не обзор ретро-фильмов «для взрослых» и не конкурс «бабушка 80-ых». Сегодня настоящий детективный и музыкальный «рисерч» через годы, через расстояния:

Sabine Paturel — гостья из будущего?

Начнем с такого неожиданного «продукта» как x05 sof2 от Razor 1911. Это cracktro к пиратскому релизу игры Soldiers of Forune 2 на PC, оно вышло в мае 2002 года:

Soldiers of Fortune2 cracktro by Razor 1911

Всё происходящее в кадре весьма неплохо стилизовано под условный «клюквенный советский союз», включая музыкальную тему от шведа Dubmood. Кстати, общий размер этой работы всего 80 килобайт, но в этот раз нас больше всего интересует сама мелодия, узнаете ее? Вот и зарубежные коллеги отлично узнают, немедля вспоминая песню Sabine Paturel — Les Bêtises:

Sabine Paturel — Les Bêtises

Как же так? Это же трек из мультфильма «Следствие ведут Колобки», это же музыкальная тема фильма «Гостья Из Будущего», это же… вот и давайте разбираться.

Тема пиратов из фильма Гостья из будущего

В глубинах web-архивов Razor1911 остался раздел с исходными музыкальными модулями из кейгенов и крактро. В нашем случае это серия композиций «Vodka Dance», скачать оригинал в .XM (33 Кб.) или авторский .MP3 пока еще можно напрямую. Трек датирован 2001 годом и написан в редакторе FastTracker v2.00, вполне себе по стандартам того времени. То, что в cracktro играет не оригинальная композиция, а ремикс популярной музыкальной темы — очевидно. Идем дальше…

Скорее всего источником вдохновения для Dubmood стала музыка из русской компьютерной игры для PC «Братья Пилоты: По следам полосатого слона». Она вышла в сентябре 1997 года, а .midi-файл (13 Кб.) с оригинальным треком до сих пор можно легально и бесплатно скачать на официальном сайте 1С. Напомним, в былые времена подобное было актуально для использования на мобильных телефонах в качестве рингтона.

Игра для PC выпущена по мотивам мультфильмов, которые в свою очередь базируются на серии детских книг Эдуарда Успенского. Играет ли эта мелодия в мультфильме? Да, играет, в самом начале истории с обнаружением следов пропавшего животного. Предлагаем вспомнить этот момент (начиная с третьей минуты), тем более, что перед нами эксклюзивная, экспортная озвучка мультфильма на английском:

Следствие ведут Колобки. Серии 1 и 2. Investigation Held by Kolobki. Episodes 1 and 2 (1986)

Премьера первой серии «Следствие ведут Колобки» прошла в 1986 году, что уже вплотную приближается к французскому «оригиналу». Композитором в титрах указан Юрий Александрович Чернавский, но он ли настоящий «отец» этой музыкальной темы? По крайней мере он точно знал и умел такой инструмент как саксофон, а духовые инструменты использовались и в варианте для «колобков» и в «гостье»…

Sabine Paturel — гостья из будущего?

Автором всей музыки для фильма «Гостья из будущего» значится Евгений Павлович Крылатов. Музыкальная композиция «Тема пиратов» записана в 1984 году, премьера фильма состоялась в марте 1985 года. Удивительно, но мелодия бесплатно доступна на официальном сайте www.krylatov.ru и их… две:

Sabine Paturel — гостья из будущего?

На различных изданиях саундтрека эта мелодия встречается в других вариациях, но нам будет достаточно материалов официального сайта автора. Это важная находка, так как в XXI веке гораздо проще отыскать альбом «Музыка кино. Фантастика!» на любой стриминговой площадке и прослушать там единственный 14-ый трек: Яндекс.Музыка.

Sabine Paturel — гостья из будущего?

Мелодии «Колобков» и «Гостьи…» очень похожи, да и авторы тоже. Из 2021 года и Чернавский («Выше радуги», «Будильник», огромное количество мультфильмов) и Крылатов («Крылатые качели», «Лесной олень», «Чародеи», «Трое из Простоквашино») выглядят настоящими легендами советской детской музыки. Если же оценить их вес «в то время», то Крылатов скорее представитель старой, классической музыкальной школы, признанный авторитет. Чернавский — молодой экспериментатор, в том числе в области электронного звука. Мог ли один заимствовать у другого? Вполне. А может быть обе композиции принадлежат перу Чернавского, а Крылатов лишь «занёс» этот трек «под своим брендом» в звуковой ряд «Гостьи»? Ответов пока нет.

https://www.youtube.com/watch?v=El84JaCRKBk
Вечерний Ургант. В гостях у Ивана Юрий Чернавский. 11.09.2018

А как там наша француженка? Трек Les Bêtises певицы Sabine Paturel впервые был выпущен в качестве mini-сингла на виниле во Франции и Канаде в конце 1985 года, но в активную ротацию вышел лишь с марта 1986, продержавшись в чартах 36 недель! Совершенно не удивительно, что каждый в Европе (кто соответствующего возраста) его отлично знает. Позже, в 1987 году, уже будучи хитом, песню включают в дебютный альбом Сабины. Текст достаточно провокационный: пьяная молодая дама курит, пьет, поедает шоколад, разливает клей, поджигает шкаф и все потому, что ее оставил одну любимый человек.. Автор лирики Sylvain Lebel, а вот автор музыки… Dominique Pankratoff как бы четко намекает нам — ищите здесь. И вот что пишут совсем недавно в зарубежной прессе о работе Доминика Панкратова над треком:

Sabine Paturel — гостья из будущего?
Статья декабря 2020 года на сайте paris-normandie.fr (VPN!)

Au départ, la musique des Bêtises, composée en 1982, était destinée à l’album du comédien-chanteur Philippe Clay, La Route de la vie. Le texte premier s’intitulait Les Joggeurs du bois de Boulogne, mais Philippe Clay ne l’aimait pas.

То есть, по утверждению французского композитора (безусловно русского происхождения), сама мелодия была готова уже в 1982 году, но от нее раз за разом отказывались артисты, с ней не стыковалась предлагаемая авторами лирика. Была ли мелодия публичной до 1985 года Панкратов не поясняет.

А вот что сообщают наши музыкальные эксперты:

Основная фраза мелодий содержит 8 схожих нот. При этом в песне Сабины восьмая нота идёт вниз, а в «колобках» — вверх, на октаву выше. На этом сходство, можно сказать, исчерпывается. Дальнейшее гармоническое построение сильно отличается и ничего общего далее просто не прослеживается. Если же сравнивать «колобков» и «пиратов» то по сути это один и тот же трек.

Итак, есть два советский композитора, написавших примерно один и тот же мелодичный ряд с разницей в 2 года и один зарубежный автор, выпустивший похожий трек позже всех, но «придумавший» раньше. Еще при жизни Крылатова неоднократно «обвиняли» в плагиате и самоповторениях , в том числе по трекам из «Гостьи из будущего», но в нашем случае, пока, его мелодия датирована раньше всех.

Может быть у всех них был единый источник вдохновения?

Sabine Paturel — гостья из будущего?

Расследование не завершено, но в рамках промежуточного фото-финиша рекомендуем вам эпилог Assorty Megademo для ZX Spectrum где играет прекрасный AY-кавер на тему из «колобков» (с 15-ой минуты видео):

ASSORTY MEGADEMO by DMS

Еще один пример использования этой мелодии для озвучки детско-юношеского контента:

https://www.youtube.com/watch?v=2Rx8_BdDRR8
Ералаш № 47 “Бразильская система“