Quake II (Playstation)

Второй Quake первой Playstation

Ну что, уважаемые читатели, есть среди вас кто-то, кто не слышал о Квейке? В эпоху Cod’ов, Crysis’ов, гонки консолей и кипящих, бурлящих, разбрызгивающих вокруг лаву, споров о противостоянии консолей и персональных компьютеров (само словосочетание кажется уже каким-то анахронизмом), кто-нибудь из новичков, молодежи, знает ли, почему id Software долгое время считалась недосягаемой вершиной игродела? Это сейчас Кармака модно журить за странный Rage и ненужный рыцарям клавиатуры и мыши Doom 3: BFG Edition. Но когда-то, когда мы были маленькими, а компьютеры — большими, id диктовала моду и создавала технологии, которые потом подхватывались всеми остальными. Эдакие пионеры в развитии графики, вплоть до третьего Дума, они с каждой новой игрой устанавливали новые планки. Wolfenstein 3D принес ощущение трехмерного пространства, Doom своей графикой покорил новые вершины, а Doom 2 и по геймплею остается одной из самых притягательных игр вплоть до сегодняшнего времени. Первый Quake был громом среди ясного неба — фактически первый «настоящий» 3D-шутер, в котором все было трехмерным — не псевдо-, как в Doom, а по-настоящему трехмерным. Практически все современные игры не так уж далеко ушли от Quake — ну, полигонов стало больше, текстуры красивее, да эффектов прибавилось, а по сути — та же первая «Квака», только красивее и, как ни странно, но почти всегда, увы, — слабее в геймплее.

Quake II (Playstation)
Красота, но пушка угловата.

Продолжая в том же роде, не могу не отметить, что и Quake 2 не так далеко ушел от первой части. Просто первый Quake каким-то образом задал такие стандарты шутера, которые оказались настолько удачны, что при попытке поменять что-либо — выходит только хуже. Однако Quake 2 был все-таки другой: красивее, технологичнее, с более продуманным дизайном и, что немаловажно — отличным мультиплеером. Помнит ли кто-нибудь из вас темные и немного стремные компьютерные клубы, где всегда было тесно и всегда звучали громкие разговоры, порой досадные крики или, наоборот, возгласы победы, и доносящиеся отвсюду из колонок выстрелы шотганов и шум бегущих по металлическому полу ног?.. Темные маленькие помещения, уставленные компьютерами и набитые людьми, админ, и обязательно толпа наблюдающих за игрой, которые всегда давали советы играющему и бурно реагировали на его игру? 🙂
Quake II (Playstation)

Quake 2: дискотека 90-х.

Были и другие игры, но чаще всего — ну, по крайней мере обязательно, — в те годы играли в Quake 2. Это потом появился Quake 3, но и вторая «Квака» не собиралась сдавать позиций, а потом уже место лидера постепенно занял Counter-Strike… Но это было потом, спустя не один год. Да и клубы постепенно становились все цивилизованнее, обзаводились барами, колонки заменялись на наушники, а ЭЛТ-дисплеи — на TFT-мониторы… А потом появился интернет, скорость его постоянно росла, и большинство таких клубов закрылось просто за ненадобностью. Не могу сказать, что был завсегдатаем подобного рода заведений, — но захаживал, хотя ко времени учебы в институте перестал совсем. К тому моменту у меня появился интернет — ночной диалап, но я все равно был жутко доволен 🙂
Quake II (Playstation)

Концовку Half-Life 2 не напоминает?

Эх, углубился я в воспоминания, но усилием воли беру себя в руки и возвращаюсь к теме, к которой подходил — итак, Quake 2. Думаю, среди игравших людей моего поколения и старше нет таких, кто не играл в нее, и я даже рискну предположить — нет таких, кто не перепроходил ее? 🙂 Ну а для всех остальных рассказать о Quake 2 полноценно вряд ли возможно — лучше сесть и поиграть самому, но обязательно на ПК, и можно даже с модами — благо, навыпускали под нее украшалок достаточно.
Quake II (Playstation)

Тот самый первый уровень из ПК-версии. Только тут он не первый.

Почему я советую играть в Quake 2 именно на ПК? Дело в том, что в 90-е годы и отчасти в начале 2000-х, по моему мнению, были созданы вообще лучшие игры. И выходили они на ПК, потому что как игровая платформа ПК в то время лидировала как по качеству картинки, так и по ряду других бесспорных преимуществ. «Мультиплатформа» (хотя такого понятия, если мне не изменяет память, тогда не существовала) все-таки выходила, но чаще всего это были порты успешных ПК-игр: Deus Ex, Return To Castle Wolfenstein, Max Payne 1-2 и так далее. Были те, которые практически не отличались графикой от ПК-версий (все GTA, например; которые, кстати, даже выходили на консолях или раньше или в один срок с ПК-версиями), но большинство было здорово порезано, чтобы идти на менее мощном «железе».
Quake II (Playstation)

Quad damage!

И Quake 2 на Playstation тому подтверждение. Графика в игре заметно хуже software-версии Q2 на ПК, хотя имеет цветное освещение. Модели упрощены. К тому же Quake 2 на «Соньке» местами какая-то слишком темная. Однако упрощение графики — не единственное отличие от ПК-версии. Дело в том, что уровни были существенно переработаны — некоторые остались такими же, но с изменениями, а некоторые вообще были удалены. Например, я не обнаружил одного из первых уровней с ящиками и ленточными конвейерами, и также вообще не встретил Upper Palace (и секретную комнату Кармака, ага :)). На последнем уровне, где происходит битва с боссом, тоже нет комнаты с портретами разработчиков. Однако надо отдать должное разработчикам порта: вместо удаленных локаций были вставлены другие уровни — например, игра начинается с абсолютно новой карты, которой не было в оригинале. Также есть всякие мелкие нововведения — эффект lens flare (расходящихся линз) при приближении к светильникам, и новый монстр — эдакий паук с «рельсой».
Quake II (Playstation)

Lens flare.

Отдельное слово об управлении. Недавно в одном из ЖЖ была дискуссия о Dualshock для первой Playstation и в частности о том, что шутеров с нормальным, «сегодняшней» раскладкой даже при наличии стиков тогда не было — возможно, не нашли еще тогда оптимальную модель управления. В Quake 2 есть три пресета управления для обычного геймпада и три — для Dualshock с задействованием аналогов. При этом можно включать и отключать инвертирование оси Y, поддерживается также вибрация. Загвоздка в том, что любой пресет непривычен и неудобен, однако я нашел самый оптимальный, по моему мнению, вариант. Стрелки геймпада аналогичны WSAD, правым стиком осуществляется привычный обзор, L1 — стрельба, L2 — прыжок, R1 и R2 — переключение оружия. Немного тренировки — и можно вполне спокойно играть.
Quake II (Playstation)

Рокетджампом туда не запрыгнуть — я проверял 🙂

Еще одна немаловажная деталь — Quake 2 для Playstation более медленная, чем на ПК. Игрок двигается медленнее, медленнее двигаются и противники. Возможно, сделано это специально для снижения сложности, хотя не сказал бы, что она слишком легкая. У меня был один уровень, который я штурмовал несколько раз — он просто оказался набит «танками», «рельсовиками», дамами с ракетницами и тому подобными бойцами Строггоса. Причем последующие уровни были достаточно легкими, так что налицо, увы, неровный баланс.
Quake II (Playstation)

Заветная «квада», но лопасти отпугивают.

Впрочем, несмотря на все недостатки и упрощения консольной версии, это… это по прежнему Quake 2! Он выглядит как Quake 2 и играется как Quake 2, и ни один из факторов, перечисленных выше, не может перевесить того факта, что по сути это и есть Quake 2 с его геймплеем, хотя и немного более медленным. Для тех, у кого в свое время не было ПК, но была Playstation — этот порт давал просто великолепную возможность сыграть в одну из лучших игр за всю историю интерактивных развлечений. Потому что упрощения — они есть, но в целом игровой опыт, как сейчас модно говорить, идентичен Пк-версии. Большинство тех же уровней, те же противники, даже главный босс — тот же самый. Поэтому портированная версия — вполне нормальная, а по меркам того времени — просто отличная.
Quake II (Playstation)

Миссия невыполнима.

В игре поддерживается также мышь, что видно из опций. Мышь, скорее всего, плейстейшеновская, но я такой экзотикой не располагаю и потому опробовать это мне не удалось, равно как и сплит-скрин, так что впечатления — исключительно от прохождения одиночной кампании.
Quake II (Playstation)

Вершина мира.

P.S. Кстати, что же о присутствии остальных Квейков на консолях? Все части с первой по третью были портированы на различные платформы, в том числе и в виде homebrew. Quake 3, вышедший на Playstation 2, по моему мнению мало играбелен — там присутствует какая-то дикая инерция при игре с геймпада (не знаю, поддерживается ли мышка). Quake 4 вышел на Xbox360 и держит второе место в моем рейтинге консольных игр с самым низким FPS’ом (после Max Payne на PS2, который под конец очень трудно проходить по причине того, что все превращается в слайд-шоу). Но несмотря на это, он вполне играбелен.

P.P.S. Оригинальное издание Quake 4 на Xbox360 содержало в себе также бонусный диск, на котором как раз содержалась Quake 2 с отличной, судя по роликам на Youtube, графикой и уровнями из версии Quake 2 на PC. Мне, правда, попробовать эту версию не доводилось.